Материалы по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

Разъяснение по вопросу реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Федеральный закон от 8 мая 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее по тексту - Федеральный закон № 83-ФЗ) разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010-2012 годах».
Суть вносимых изменений сводиться к переходу от сметного финансирования существующих бюджетных учреждений, не способствующего повышению качества и объема предоставляемых услуг, к финансированию установленного государственного (муниципального) задания посредством предоставления субсидий.
Законом признаются следующие типы государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные.
1. Статус казенного учреждения практически аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действующим законодательством: 

  • имущество за казенным учреждением закрепляется на праве оперативного управления, распоряжаться которым учреждение вправе только с согласия собственника имущества;
  • учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет его учредитель;
  • учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет.

В целях создания федеральных казенных учреждений будет изменен тип следующих федеральных государственных учреждений:

  • учреждения Министерства обороны Российской Федерации;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения силовых ведомств;
  • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления в срок до 1 декабря 2010 года необходимо принять нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа существующих бюджетных учреждений, содержащие, в том числе, перечень казенных учреждений.
На казенные учреждения распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Статус бюджетного учреждения изменится следующим образом:

  • имущество за учреждением закрепляется на праве оперативного управления, распоряжаться которым учреждение вправе самостоятельно, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества;
  • учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (реализация полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах);
  • государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения устанавливает учредитель;
  • финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
  • Законом подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения;
  • бюджетные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, финансирование которого осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета;
  • полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение сможет распоряжаться самостоятельно, но заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя;
  • по своим обязательствам учреждение будет отвечать всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного имущества;
  • собственник (орган публичной власти) не несет субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Бюджетные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
На бюджетные учреждения распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Иным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
На автономные учреждения не распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Для обеспечения реализации концепции Федерального закона № 83-ФЗ внесены многочисленные изменения в федеральное отраслевое законодательство .
Федеральный закон № 83-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года (за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу).
Для безболезненного приведения правового положения существующих государственных (муниципальных) учреждений в соответствие с требованиями принятого Федерального закона № 83-ФЗ с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период.

Муниципальные правовые акты, регламентирующие особенности формирования и исполнения бюджета

Внесение изменений в Порядок ведения сводной бюджетной росписи и росписей ГРБС (ГАИФД)
Сводная бюджетная роспись
Приказ N 18 от 26 июля 2019 Об установлении отдельных особенностей исполнения бюджета
Приказ N 16 от 26 июля 2019 Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!